ПОБЕДА
ДУХОВНАЯ


БИТВА  за ЛЕНИНГРАД

 1941-- 1944

 

Ужас смерти не мог сломить тех, кто знал о вечной жизни

    Эту сторону религиозной жизни ленинградцев дополняет другая – богослужение в ленинградских храмах. Еще не все церкви были взорваны, перестроены, просто закрыты. В блокадном Ленинграде действовали три собора и семь приходских церквей, всего – десять (из 470-ти до 1918 года!). Помнили ленинградцы и о своих святынях. Множество народу приходило к наглухо заколоченной часовне Ксении Блаженной на Смоленском кладбище. Живущие ныне блокадники рассказывают: детьми они воспринимали святую как реального человека, который живет с ними в осажденном городе. И все потому, что от взрослых часто слышали: «Надо сходить к Ксеньюшке», или «Пойдем к Ксеньюшке, она поможет».
    В городе оставалась маленькая группа священников, надеявшаяся на спасение и спасавшая других. Вce они, также как и подавляющее большинство запертых в кольце ленинградцев, теряли близких в городе, получали похоронки на сыновей с фронта, мерзли и голодали. Во главе этой группы неизменно от первого до последнего дня блокады стоял митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). Его личность, облик, а также речи, обращенные к ленинградцам во время 6oгослужений в Никольском соборе, его патриотические инициативы должны быть навечно вписаны в историю Петербурга-Ленинграда.
    Осуществленный им в осаждённом городе сбор денег на танковую колонну им. Димитрия Донского был не лишен внутреннего драматизма - доверяя церкви, православные ленинградцы отдавали последнее...
    Нет точных сведений обо всех священнослужителях той поры. Как хранителю Архива C.-Петербургской епархии, мне пришлось искать в нем материалы для выставки, посвященной теме блокадной церкви.
    Личные дела сохранились лишь у тех священников, кто продолжил служение после 1944 года. За редким исключением, именно этим годом датируются самые ранние сохраненные документы канцелярии митрополитов Ленинградских. Потому нет послужных списков, нет годовых отчётов настоятелей блокадных храмов. Пусть скудной, максимально упрощённой была церковная канцелярия тex лет, но она всё-таки была. Кое-какие документы отыскиваются неожиданно – как-будто приходят из небытия эти редкие посланцы истории горестных дней.
    Материал к выставке готовился при активном содействии доктора исторических наук М. В. Шкаровского. Вдохновителями экспозиции стали староста Успенского храма-мемориала на Малой Охте Валентин Леонович Ковалевский и настоятель протоиерей Виктор Ярошенко.
    8 сентября 2002 года, перед oткрытием выставки митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир отслужил заупокойный молебен обо всех погибших в период блокады.
    Mатериалы, собранные для выставки, легли в основу данного издания. Блокада Ленинграда открывает еще одну непрочитанную страницу. Представленный здесь материал существенно дополнит блокадную историю города, явит нерасторжимую связь истории церковной с судьбами русского народа.
    Любая достоверность, дополняющая общую картину, лишь приближает уходящее время. Если же кто-нибудь спросит: а зачем приближать то, что с неизбежностью уходит, то достаточно напомнить, что настоящий день без параллелей с прошлым и без врастания в него будет, увы – лишь сиюминутным мельтешением и суетой.

Ходаковская Ольга, кандидат философских наук,
Хранитель архива Санкт-Петербургской епархии.

НА ГЛАВНУЮ

КАРТЫ:

- карта Лен.  

  фронта

- КАРТА 

  блокадных  

  храмов

ФОТО:

- храмы

- священники

- город и 

  ополчение

ДОКУМЕНТЫ

РЕЗЮМЕ

ДУХОВНАЯ
ЖИЗНЬ

БЛОКАДНЫЙ
ХРАМ

(о выставке)

ОТЗЫВ

ГОСТЕВАЯ

Санкт-Петербург

©  Издательство "Блокадный Храм" пр. ц. Успения Пресвятой Богородицы

webmaster: Сергей Чернов