![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
ПОБЕДА 1941-- 1944 |
Блокадный храм Жители
и гости города вот уже несколько лет
любуются силуэтом новой православной
церкви, которая украсила панораму
правого берега Невы. Храм во имя Успения
Пресвятой Богородицы – Блокадный храм
– так называют православные горожане
главное место воинской памяти города;
отсюда возносится молитва о всех
почивших в дни блокады Ленинграда. Идея
о сооружении на малой Охте православной
церкви памяти жертв ленинградской
блокады возникла в 1994 году у церковной
общины во главе с В.Л. Ковалевским –
председателем приходского совета храма.
Строительство было начато в день
праздника Успения Пресвятой Богородицы
в 1996 году. В 1999 году строившийся храм был
увенчан крестом, а в престольный
праздник – 28 августа 2001 года
благочинный Большеохтинского округа
протоиерей Александр Будников в
сослужении с настоятелем протоиереем
Виктором Ерошенко совершили малое
освящение храма. В памятный день 60-летия
начала блокады – 8 сентября 2001 года –
новый храм был освящен митрополитом
Санкт-Петербургским и Ладожским
Владимиром. Блокадный
храм возведен на месте православной
церкви св. равноапостольной Марии
Магдалины при Малоохтинском кладбище.
Построенная в 1778 -1781 годах, Мариинская
церковь в советское время с 1923 по 1927 год
была захвачена "обновленцами", а с
декабря 1927 года по август 1938 года -
относилась к Патриаршей церкви. 6 мая 1928
года в храме состоялась Божественная
Литургия с участием митрополита
Ленинградского Серафима, в честь 150-летия
основания храма, а уже 20 ноября 1933 года
церковные колокола были сданы на
переплавку. Предпоследний настоятель
храма Марии Магдалины Иоанн Степанович
Лесков был арестован в декабре 1937 года,
последний – отец Николай Ломакин –
служил до 13 марта 1938 года. В мае того же
года вышло постановление о закрытии
Малоохтинской церкви и ее сносе, на
кладбище было решено полностью
ликвидировать все могильные сооружения.
Однако здание церкви уцелело и было
передано фабрике по изготовлению и
ремонту радиоаппаратуры. В годы блокады
Ленинграда участок вокруг церкви был
местом стихийных захоронений. После
войны в храме был устроен кинотеатр, а в
конце 60-х годов здание было снесено. Приход
надеется, что однажды в парке возле
храма будет установлен поклонный крест
в память всех почивших в годы блокады и
мемориальные доски с именами
ленинградского духовенства и
церковнослужителей, умерших в блокадном
городе. Священники
Русской Православной Церкви
поддерживали и ободряли прихожан, не
давали погаснуть надежде, что не будет
оставлен Богом и побежден народ русский
и город выстоит. Могут ли быть преданы
забвению имена этих русских
православных патриотов, подавших
героический образец служения Родине и
вере Православной? Патриарх Московский
и всея Руси Алексии II так говорил о
служении Ленинградской митрополии и
приходов города в период блокады: "Духовным
руководителем и организатором этого
служения был Высокопреосвященный
Алексий, митрополит Ленинградский и
Новгородский, впоследствии Патриарх
Московский и всея Руси. Святитель
неукоснительно ежедневно совершал
богослужения в кафедральном Никольском
соборе и других храмах города, отпевал
усопших от бомбежек и голодного
истощения. В любое время он встречался с
шедшими к нему во множестве людьми,
укреплял в них веру в победу,
христианскую радость и молитвенное
утешение в скорби. Он ободрял малодушных
и укреплял слабых". С
начала войны богослужения в городе
проходили при переполненных храмах.
Архимандрит Владимир (Кобец К.Д.)
вспоминал, что "рисковал своей жизнью
под обстрелом, а все-таки старался не
оставлять служение и утешать страждущих
людей, которые пришли помолиться
Господу Богу. В храме стекла падали на
голову, а я не останавливал службу".
Трудно переоценить значение служения
блокадных пастырей. Существуют
воспоминания свидетеля следующего
разговора, произошедшего во время
блокады на лестничной площадке одного
из ленинградских домов. Маленькая
девочка постучалась в двери соседа
священника и, когда он открыл ей,
спросила, есть ли у него хлеб. "Я хочу
кушать", сказала она. Священник
предложил ей войти в квартиру и ответил
так: "Проходи,
девочка, хлеба у меня нет, но я научу тебя
молиться. Я могу научить тебя молиться,
чтобы Господь насытил тебя малым"... То,
что обессилевшие люди все же заполняли
блокадные храмы, говорит о том, что вера
Православная и в тот трагический период
являлась жизненно необходимой частью
народной жизни, была тем источником,
откуда черпали силы многие защитники и
жители блокадного города. Роль
блокадного духовенства в укреплении
духа жителей осажденного города еще
недостаточно освещена. Необходимо
сохранить в народе память о славном
отряде епархиального духовенства,
выполнявшем пастырское служение в
Ленинграде. 8 сентября 2002 года в церкви Успения Пресвятой Богородицы состоялась открытие выставки "Блокадный Храм", рассказывающей о церковной жизни блокадного Ленинграда 1941 – 1944 годов. Здесь представлены фотографии ленинградского духовенства из персональных дел епархиального архива, копии отдельных документов из этого хранилища, а также из Центрального государственного архива г. Санкт-Петербурга, снимки из Центрального архива, кинофотодокументов. Часть фотографий и документов переданы для выставки прихожанами Блокадного храма и теми петербуржцами, которые откликнулись на объявления в православной прессе о сборе материалов для выставки. Сергей ЛЮБИТОВ |
КАРТЫ: - карта Лен. фронта - карта блокадных храмов ФОТО: -
храмы - город и ополчение ДОКУМЕНТЫ РЕЗЮМЕ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
БЛОКАДНЫЙ |
||
Санкт-Петербург |
||||
![]() |
© Издательство "Блокадный Храм" пр. ц. Успения Пресвятой Богородицы |
![]() |
![]() |